Как узаконить участок перед домом

Как узаконить участок перед домом

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать? Купили участок с домом и полисадником в с. Икряное Астраханской обл. в 1993 г. В 2002г. его поставили на рег. учёт. с площадью 640кв.м, предназначен под ЛПХ. В 2017 по плановой проверке муниципалитет пришёл измерять и вместе с полисадником площадь участка составила 702 кв.м. Выписали предписание устранить в определенный срок.Стали делать межевание.Оказалось, что наш сосед в 2007 г. делал межевание участка, мы про это не знали, и его участок на карте накладывается на наш.Срок мы пропустили и нас оштрафовали на 5000р. Знаем что есть закон о 10 процентах . Пришли в администрацию , просили сдать в аренду, они отказали, велели сделать сначало межевание что бы доказать эти 10 процентов, и срок поставили всё устранить до 1 февраля 2018г. Что нам делать как действовать? Как устранить наложение соседского участка на наш? в администрации ничего объяснять не хотят, про 10 процентов не слышали, говорят подавайте в суд , а в суд подать стоит 40 т.р. В сельском совете посмотрели по старым картам и этот участок у них проходит уже с палисадником ещё в 1970 г. Подскажите пожалуйста порядок действий.

Ответы юристов ( 2 )

  • 8,1 рейтинг
  • 2278 отзывов

Идете к кадастровому инженеру за подготовкой схемы расположения и обращайтесь в администрацию с заявление о перераспределении если у Вас участок в собственности в порядке ст. 39.29 ЗК РФ

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо — собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее — заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
4. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
8. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.

9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
11. Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
12. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
13. В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
14. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Если же право не зарегистрировано, то можно пойти путем предварительного согласования

п. 13 ст. 39.15 ЗК РФ

В случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка;
4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ;
5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.

Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность

Мы обсудим процедуру оформления участка, который относится к землям поселений — деревень, ПГТ и сел. О землях садовых товариществ и дачных кооперативов речь пойдет в следующих статьях.

Представьте ситуацию: вы захотели передвинуть забор своего дома на метр, рядом как раз есть “ничейная полоса”. Казалось бы, вам ничего не мешает это сделать, просто располагаете ограждение дальше от дома, и места станет практически на одну сотку больше!
Это стандартный пример самозахвата территории. То есть пользование землей без права, подтвержденного законом.

Случаи самозахвата земли

  • Подробнее рассмотрим примеры самозахвата территории. Первый случай классический. Вернемся к варианту о перенесенном заборе. Ну кто из собственников так не делал? Ведь рядом никому не нужная сотка, возможно, низинная, заваленная мусором. Однако в России ничьей земли не бывает. Все, что никому не принадлежит, является собственностью государства. Отсюда неприятный вывод. То, что построено на государственной площади, по решению суда будет снесено.
  • Второй пример захвата чужих метров станет для вас неожиданным. По федеральному закону N 251 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все собственники земли обязаны встать на учет в ЕГРП. Если земельная собственность не зарегистрирована, то она перейдет государству. То есть в этом случае без бумажки вы захватчик чужой территории.

Самозахват является преступлением, соответственно, к «захватчику» могут быть применены административные меры наказания (штраф) и в некоторых случаях реальное лишение свободы.

Закон о перераспределении земельных участков

Но не стоит паниковать. Существует закон, разрешающий оформление площади, дополнительной к территории собственника — Федеральный закон No171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации« . Его задача — перераспределить земельные метры от государства к народу. Поэтому всегда есть шанс присвоить прирезку к своему участку абсолютно законно. Тема правильного оформления зоны, прилегающей к дому, очень актуальна.

Условия оформления территории

Кто может оформить привязку?

  • частное лицо;
  • хозяин личного подсобного хозяйства;
  • владелец огорода, сада, участка с жилым домом.

Какие требования к участку?

  • граничит с землей, принадлежащей государству (муниципалитету);
  • не является территорией общего пользования;
  • не включает в себя площадь, на которой расположены коммуникации, дороги, канавы и т.п.;
  • по размеру получившаяся собственность не может быть больше максимального размера земельного участка. Размеры указаны в правилах землепользования и застройки территории;
  • является смежной площадью, которая не находится под арестом или санкциями.
Читать еще:  Инструкция по оформлению документов в БТИ: как оформить справки в БТИ

Какие документы подготовить для того, чтобы оформить прирезку?

Важно! Прежде, чем проводить процедуру присоединения “ничейного” земельного участка, необходимо произвести межевание (уточнение границ) вашего “основного” участка.

После межевания нужно оформить всю необходимую документацию.

  1. Схема расположения границ земельного участка или проект межевания территории.

Эти бумаги поможет подготовить кадастровый инженер на основании геодезической съемки. В конечном итоге Вы получите документ, в котором точно определены границы и площадь участка, который Вы хотите присоединить.

  1. Заявление о перераспределении участков.
  2. Копии документов, устанавливающие право на землю.

Документы подаются в орган местного самоуправления, который распоряжается государственными территориями. После рассмотрения местная администрация выносит постановление о передаче участка или об отказе.

После этого следует зарегистрировать новый земельный участок в Росреестре, и получить, таким образом, право собственности.

Далее кадастровым инженером изготавливается межевой план на объединенный участок.

В итоге Вы становитесь законным собственником участка, включающего в себя “прирезанный” кусок.

Сколько стоят перераспределенные метры?

Стоимость устанавливает собственник, в данном случае — государство, она складывается из разных показателей. Итоговую сумму сможет посчитать специалист Центрального Кадастрового Бюро.

Могут ли отказать в узаконивании земли?

В расширении придомовой территории откажут, если:

  • Ваш случай не соответствует перечню, указанному в Земельном кодексе.
  • Нет письменного согласия всех землепользователей и арендаторов.
  • У прирезки есть другой собственник.
  • На этом месте планируется строительство.
  • Под участком проложены городские канализации.
  • Размер прирезки больше, чем допускает закон.

Если вы получили отказ, то не опускайте руки. Вы можете обжаловать это решение, напишите заявление с доказательствами того, что отказ незаконен, и отправьте его в орган самоуправления.

Администрация обязательно ответит письменно и пояснит причину отказа, и способ ее устранения. Это решение вы можете обжаловать в суде.

Обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам Центрального Кадастрового Бюро. Кадастровые инженеры нашей компании оформят перераспределение участков любой сложности в Москве и Московской области.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Прирезка земельного участка

Содержание статьи:

Принят новый закон о прирезке земли

17 июня Президент РФ подписал новый закон, который своими положениями внес изменения в нормы Закона о кадастровой деятельности (ФЗ РФ № 221 от 24.07.2007) и Закона о государственной регистрации недвижимости (ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015) – ФЗ РФ № 150 (от 17.06.2019). Текст документа в этот же день опубликован на Центральном интернет-портале правовой информации.

Законопроект был предложен представителями Министерства экономического развития . Идея его возникла после детального анализа результатов кадастровых работ, осуществленных в 16 регионах страны.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

По данным Росреестра , с момента принятия законов, обязующих проводить кадастровые работы для постановки на регистрационный учет, количество зарегистрированных в ЕГРН земель возросло на 20 %. Специалисты Росреестра пришли к выводу, что осуществление кадастровых работ позволяет существенно уменьшить количество судебных тяжб по земельным вопросам. Плюс они являются гарантом защиты имущественных прав собственников и позволяют местным органам власти более эффективно управлять территориями.

Условия нового закона упрощают процедуру проведения кадастровых работ. Теперь кадастровый инженер может воспользоваться для их осуществления данными технических паспортов и прочими документами на земельный участок.

Согласно принятому закону, если в ходе проведения кадастровых работ инженер обнаружит, что заказчик использует в реальности для своих нужд площадь большую, чем обозначена в документах, и злишек можно будет оформить в пользование официально.

Нормативный акт устанавливает правила осуществления кадастровых работ в зависимости от типа земельного участка и объектов недви жимости, расположенных на нем. Например , теперь они будут отличаться для земель, отведенных под огороды и садоводческие хозяйства и для участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Что такое прирезка?

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Правительство России постановлением № 1308 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос: Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ: Василий Петрович, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Оформить землю рядом с домом

  • Как оформить землю рядом с домом если земля не в собственности.
  • У меня рядом с домом есть бесхозная земля как мне её оформить чтоб построится.
  • У меня рядом с домом находится земля под огород могу я её оформить в собственность?
  • Как оформить землю рядом с домом
  • Как оформить землю рядом с участком
  • Выкуп земли рядом с домом

Советы юристов:

6.3. Здравствуйте Владимир.

Сходите к нотариусу. Но быстрее всего Вам придется оформлять наследство в суде. Могу составить заявление. С уважением, адвокат в Белгороде.

14.1. Добрый вечер, Анна,

1. Как минимум сосед должен документами подтвердить факт оформления участка для выезда в свою собственность, чтобы что-то требовать.
2.Права на недвижимое имущество подтверждается только выпиской из ЕГРП.
3. В выписке из ЕГРП есть основание возникновения права.
4. После установления указанных фактов определиться план дальнейших действий.

19.1. Добрый день, Дмитрий!

Если вы строили дом на земле, которая находится в ипотеке, вы должны были взять разрешение банка. Также на строительство дома нужно оформить разрешение в органах местной администрации и получить ряд документов, разрешающих строительство.

22.1. Здравствуйте.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Как узаконить землю в собственность при самозахвате

Мы обсудим процедуру оформления участка, который относится к землям поселений — деревень, ПГТ и сел. О землях садовых товариществ и дачных кооперативов речь пойдет в следующих статьях.

Представьте ситуацию: вы захотели передвинуть забор своего дома на метр, рядом как раз есть “ничейная полоса”. Казалось бы, вам ничего не мешает это сделать, просто располагаете ограждение дальше от дома, и места станет практически на одну сотку больше!
Это стандартный пример самозахвата территории. То есть пользование землей без права, подтвержденного законом.

Случаи самозахвата земли

  • Подробнее рассмотрим примеры самозахвата территории. Первый случай классический. Вернемся к варианту о перенесенном заборе. Ну кто из собственников так не делал? Ведь рядом никому не нужная сотка, возможно, низинная, заваленная мусором. Однако в России ничьей земли не бывает. Все, что никому не принадлежит, является собственностью государства. Отсюда неприятный вывод. То, что построено на государственной площади, по решению суда будет снесено.
  • Второй пример захвата чужих метров станет для вас неожиданным. По федеральному закону N 251 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» все собственники земли обязаны встать на учет в ЕГРП. Если земельная собственность не зарегистрирована, то она перейдет государству. То есть в этом случае без бумажки вы захватчик чужой территории.

Самозахват является преступлением, соответственно, к «захватчику» могут быть применены административные меры наказания (штраф) и в некоторых случаях реальное лишение свободы.

Закон о перераспределении земельных участков

Но не стоит паниковать. Существует закон, разрешающий оформление площади, дополнительной к территории собственника — Федеральный закон No171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации« . Его задача — перераспределить земельные метры от государства к народу. Поэтому всегда есть шанс присвоить прирезку к своему участку абсолютно законно. Тема правильного оформления зоны, прилегающей к дому, очень актуальна.

Условия оформления территории

Кто может оформить привязку?

  • частное лицо;
  • хозяин личного подсобного хозяйства;
  • владелец огорода, сада, участка с жилым домом.

Какие требования к участку?

  • граничит с землей, принадлежащей государству (муниципалитету);
  • не является территорией общего пользования;
  • не включает в себя площадь, на которой расположены коммуникации, дороги, канавы и т.п.;
  • по размеру получившаяся собственность не может быть больше максимального размера земельного участка. Размеры указаны в правилах землепользования и застройки территории;
  • является смежной площадью, которая не находится под арестом или санкциями.
Читать еще:  Скачки напряжения в сети: причины, способы защиты, куда жаловаться

Какие документы подготовить для того, чтобы оформить прирезку?

Важно! Прежде, чем проводить процедуру присоединения “ничейного” земельного участка, необходимо произвести межевание (уточнение границ) вашего “основного” участка.

После межевания нужно оформить всю необходимую документацию.

  1. Схема расположения границ земельного участка или проект межевания территории.

Эти бумаги поможет подготовить кадастровый инженер на основании геодезической съемки. В конечном итоге Вы получите документ, в котором точно определены границы и площадь участка, который Вы хотите присоединить.

  1. Заявление о перераспределении участков.
  2. Копии документов, устанавливающие право на землю.

Документы подаются в орган местного самоуправления, который распоряжается государственными территориями. После рассмотрения местная администрация выносит постановление о передаче участка или об отказе.

После этого следует зарегистрировать новый земельный участок в Росреестре, и получить, таким образом, право собственности.

Далее кадастровым инженером изготавливается межевой план на объединенный участок.

В итоге Вы становитесь законным собственником участка, включающего в себя “прирезанный” кусок.

Сколько стоят перераспределенные метры?

Стоимость устанавливает собственник, в данном случае — государство, она складывается из разных показателей. Итоговую сумму сможет посчитать специалист Центрального Кадастрового Бюро.

Могут ли отказать в узаконивании земли?

В расширении придомовой территории откажут, если:

  • Ваш случай не соответствует перечню, указанному в Земельном кодексе.
  • Нет письменного согласия всех землепользователей и арендаторов.
  • У прирезки есть другой собственник.
  • На этом месте планируется строительство.
  • Под участком проложены городские канализации.
  • Размер прирезки больше, чем допускает закон.

Если вы получили отказ, то не опускайте руки. Вы можете обжаловать это решение, напишите заявление с доказательствами того, что отказ незаконен, и отправьте его в орган самоуправления.

Администрация обязательно ответит письменно и пояснит причину отказа, и способ ее устранения. Это решение вы можете обжаловать в суде.

Обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам Центрального Кадастрового Бюро. Кадастровые инженеры нашей компании оформят перераспределение участков любой сложности в Москве и Московской области.

Самозахват земли преследуется по закону

Что понимается под незаконным захватом земли?

Самозахват земли – это присвоение определённого участка территории лицом, не имеющим на то законных оснований. В современном российском законодательстве подобные действия квалифицируются как достаточно серьёзное нарушение, влекущее за собой комплекс правовых последствий.

Незаконное использование чужого участка без оформленных соответствующим образом документов с его владельцем недопустимо. Нарушитель подлежит привлечению к ответственности. Однако в отдельных ситуациях захваченная земля может быть переоформлена в частную собственность.

Принято выделять четыре разновидности нелегального захвата:

использование земли, принадлежащей гражданину, фирмой или предприятием;

самозахват участка, находящегося в собственности физического лица, другим гражданином;

самовольное использование частным лицом территории, принадлежащей компании;

самозахват участка, не имеющего владельца в видефизического или юридического лица (такие земли находятся в распоряжении государства).

Актуальные санкции за самозахват

Взыскания по данному блоку нарушений регламентируются статьёй 7.1 КоАП. Если доказано, что присвоение и использование участка было связано с другими правонарушениями, например, мошенничеством, инцидент может попасть и под статью из УК. Стандартный штраф за самозахват земли в 2018 году зависит от комплекса факторов: прежде всего, это оценочная стоимость участка, а также наличие факта постановки земли на кадастровый учёт.

Нарушителя может ожидать привлечение к уголовной, административной и гражданской ответственности (решение судьи зависит от обстоятельств конкретного дела).

Кроме этого, суд может признать нарушителя виновным по статье 330 УК РФ за самоуправство и привлечь его к уголовной ответственности (в этом случае гражданина ожидает наказание от штрафного взыскания до заключения под стражу до 5 лет).

В случае если на захваченной земле были возведены постройки? Нарушитель обязуется их снести по требованию фактического хозяина недвижимости и привести территорию в первоначальное состояние за свой счёт.

Как налагается административная ответственность

Механизм правоприменения в отношении захвата земли типичный.

Обнаруживается факт нарушения. Обычно это происходит в результате проверок или по заявлению от реального собственника. По факту выявления нарушения (самозахвата) составляется протокол, а в дальнейшем Выносится постановление о назначении наказания.

Выставляется срок на устранения нарушений: участок должен быть освобождён от заграждений и сооружений.

При нарушении сроков действий по предписанию назначается штраф.

Интересно, что помимо административного штрафа можно получить ещё и штраф по взысканию ущерба, который собственник имеет право потребовать в арбитражном или гражданском суде.

Можно ли узаконить самозахват

Если участок был занят самовольно без согласования с органами власти, узаконить собственность можно, но с некоторыми ограничениями. Правила выкупа участка оговариваются в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

Захваченную землю можно оформить на себя либо взять в аренду у собственника. Некоторые участки при этом не подлежат легализации вовсе.

Выходы прирезки за «красные линии», отгораживающие коммуникационные элементы: газопровод или линии электропередачи.

Можно ли узаконить самовольный захват земли

Территории, не переведенные в личную собственность гражданина, считаются имуществом государства. Если человек занимает заброшенный надел, которым никто не пользуется, может попасть под штрафные санкции и административную ответственность.

Что такое самовольный захват земли

Термин «самозахват участка земли» означает использование территории в личных целях одним или несколькими лицами без установления права собственности. Гражданине не вправе использовать участок, на который нет документации на их имя о праве собственности, пользования или аренды.

Если гражданин использует территорию без законных оснований (возводит постройки, облагораживает, хранит имущество), это признается самовольным захватом. Чтобы избежать проблем с законом, необходимо оформить землю в собственность.

Как узаконить самозахват земли с постройками

Если на участке есть незаконно возведенный дом или хозпостройка, узаконить владение сложно. На самовольные постройки не распространяется Земельный кодекс РФ. Поэтому для оформления участка в собственность, здание нужно демонтировать. У гражданина есть возможность узаконить постройку и участок в рамках судебного разбирательства.

ВНИМАНИЕ! В суде потребуется представить доказательство о праве владения возведенным зданием (дарение, наследование). При положительном вердикте оформление земли проходит в стандартном порядке.

Процедура легализации владения землей состоит из следующих этапов:

  1. Установление правообладателя. Для получения данных отправляется запрос в ФУГРЦ. Если владельцем земли является государство или СНТ, требуется составить заявку о предоставлении надела в личное пользование. Госорган проводит аукцион, если на участок претендует юридическое лицо. Частное лицо имеет право арендовать либо выкупить землю.
  2. Проведение разграничения участка и оформление кадастрового паспорта. Без межевания оформить территорию в собственность нельзя. Паспорт выдается в течение 20 дней после составления заявки.
  3. Регистрация права владения в Росреестре. По итогам процедуры собственник получает выписку из ЕГРН.

ВАЖНО! Госучреждение имеет право отказать в регистрации, если документы не соответствуют нормативно-правовым актам, либо ведется судебное разбирательство относительно границ надела.

Что узаконить не получится

Прирезку земли нельзя оформить в собственность в следующих случаях:

  • Самостоятельно захваченная территория выходит за пределы красной линии.
  • Прирезанный участок захватывает территорию с иным типом использования. Границы таких наделов определяются нормами землепользования и утверждаются местными властями.
  • Площадь территории превышает предельный показатель, установленный в регионе.

ВНИМАНИЕ! В легализации прирезанного куска земли отказывают, если он захватывает территорию Лесного фонда или часть соседнего участка.

Какие документы понадобятся

Чтобы узаконить самозахват земельного участка, в службу регистрации требуется предоставить пакет документов:

  • заявление о переводе участка в частную собственность;
  • квитанция, подтверждающая оплату штрафа за незаконное пользование землей;
  • выписка из кадастра с указанием технических характеристик объекта;
  • документация, удостоверяющая отсутствие законных владельцев земли;
  • информация о сроках, на протяжении которых надел не обрабатывался (подтверждение бесхозности территории);
  • заключение экспертной комиссии о состоянии земли;
  • межевальный план с указанием точных границ.

Выписка из реестра недвижимости оформляется сотрудниками Кадастрового бюро в течение 14 дней после получения заявки.

Решение экспертной комиссии о состоянии территории выдается спустя 21 день после проведения осмотра.

Сроки оформления

Чтобы легализовать землю, гражданину необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ. В службе регистрации на рассмотрение заявки уходит до 30 дней. При обращении в многофункциональный центр оформление документации проходит на два–три дня дольше.

Если процедура легализации самозахвата требует судебного разбирательства, это увеличивает время узаконивания прав на территорию.

Ответственность за самозахват

Госучреждения контролируют соблюдение норм Земельного кодекса РФ. При выявлении незаконного использования территории оформляется акт правонарушения, на основе документа гражданина привлекают к ответственности.

Самовольный захват участка считается административным нарушением (ст.7.1 КоАП РФ). Размер штрафа составляет:

  • для физических лиц – от 1 до 5% от кадастровой стоимости земли;
  • для юридических лиц – от 2 до 3%;
  • для должностных – от 1,5 до 2%.

Про дачную амнистию и не только. Как правильно оформить дом, землю, участок

Продление Госдумой дачной амнистии и обилие звонков на прямую линию с экспертами в вопросах недвижимости и кадастра не оставляет сомнений: земельно-имущественные вопросы для россиян по-прежнему актуальны.

В редакции «АиФ-Казань» побывали начальник Зареченского территориального отдела управления Росреестра по РТ в Казани Марина Фаттахова и заместитель директора Кадастровой палаты по РТ Лейсан Рахматуллина, которые в течение часа отвечали на звонки наших читателей.

О кадастровых инженерах

— У меня на садовом участке есть небольшой сезонный дом, построенный более 30 лет назад. Мне нужно его регистрировать? И каков порядок регистрации? Земля у меня в собственности. (Альфия Юнусова, Бугульма).

Лейсан Рахматуллина: Дачная амнистия продлена до 1 марта 2021 года, и садовые дома, расположенные на земельных участках под ведение садоводства, можно регистрировать, подав заявление о кадастровом учете и регистрации прав плюс технический план, подготовленный на основании декларации об объекте.

— Нужно ли приглашать кадастрового инженера?

Л. Р.: Нужно, потому что этот специалист составляет технический план.

— Звоню из садового общества «Автомобилист» Высокогорского района. Еще в июне прошлого года мы, четверо собственников, сдали документы на межевание в Высокогорском районе. И до сих пор мы документы не получили. Сначала сказали, что ошибка в схеме, потом – что CD-диск испортили. Разве можно так работать? (Тамара Колитс, Казань).

Л.Р: Отношения между кадастровым инженером и заказчиком его работ регламентируется договором подряда на выполнение кадастровых работ, который предусматривает срок исполнения таких работ. При этом граждане не ограничены и сами решают, какого кадастрового инженера выбрать. Кадастровая палата и Росреестр Татарстана не осуществляют кадастровые работы и, соответственно, договор подряда на выполнение таких работ не заключают. В вашей ситуации вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру, с которым заключили договор для получения межевого плана на электронном носителе-диске (план также может быть подготовлен и в бумажном виде документа, если это предполагает договор подряда), далее обратиться в МФЦ с заявлением о кадастровом учете и регистрации права с приложением межевого плана в электронном виде и необходимых документов. К сведению, каждый кадастровый инженер в обязательном порядке должен быть членом саморегулируемой организации и, поэтому, если есть какие-либо претензии к его работе, вы вправе написать жалобу в СРО, в которую он входит.

О пользе своевременной регистрации

—В 1982 году я купил участок с домом у самой Волги. В 2007 году вступил в действие Водный кодекс РФ, согласно которому должна быть 20-метровая береговая зона, свободная от построек. Суд меня обязал снести постройки, которые находятся в этой зоне. Но они же появились до введения Водного кодекса! (Гарафутдин Сайфутдинов, Казань).

Л. Р.: В соответствии с гражданско-процессуальным кодексом вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов власти, граждан, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Орган регистрации прав не вправе давать правовую оценку действиям, являющимся предметом судебных разбирательств.

—18 лет назад мы получили участки под дачи, причём не бесплатно. За это время вырастили сад. Затем приватизировали землю с правом наследования ‒ есть документ, платим налоги. А сейчас эти сады пустили под бульдозер – говорят, будут строить пионерлагерь. Хоть бы деньги людям за эту землю отдали, мы же столько в нее вложили! (Анна Данилевская, Мензелинск).

М. Ф.: Анна Викторовна, Вам прислали уведомление, что Ваши сады подлежат сносу?

— Не прислали, но мы своими глазами видим, что сады уничтожаются. Путину на горячую линию звонили ‒ без толку.

Л. Р.: Вам нужно обратиться в администрацию района, в правоохранительные органы. Не может такого быть, чтобы безо всяких на то оснований сносили собственность.

Для правомерного сноса объектов с выплатой компенсаций собственникам существует процедура, предусмотренная Земельным Кодексом РФ, применяемая в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального или регионального уровня. Государство, забрав землю, должно осуществить возмещение стоимости объектов недвижимого имущества по рыночной цене, обязано оплатить убытки.

Если Вы оказались в такой ситуации, рекомендуем Вам обратиться в Исполнительный комитет Вашего муниципального района для разрешения данного вопроса.

О зоне с особыми условиями и межевании

– Хочу купить участок в СНТ «Строитель», но слышала, что там земельные участки находятся в границах зоны с особыми условиями использования территории. Как я могу это выяснить, куда мне обратиться? (Галина Гущина, Казань).

Л.Р.: Для того, чтобы узнать находится ли ваш земельный участок в границах зоны с особыми условиями использования территории, необходимо заказать «Выписку об объекте недвижимости», в которой будут указаны сведения, входит или нет ваш участок в границы зоны с особыми условиями использования территории.

На сегодняшний день всем заинтересованным лицам доступны следующие способы получения выписок:

• Обратиться с запросом в многофункциональный центр «Мои документы»

• Направить запрос в Кадастровую палату по почте

• Можно воспользоваться услугой выездного приема

Законодательством предусмотрено не более 3-х рабочих дней на обработку органом регистрации запроса на предоставление сведений из ЕГРН. При подаче запроса через МФЦ срок выдачи сведений заявителю увеличится на два рабочих дня. Это время отводится на отправку/получение сведений при взаимодействии с органом регистрации. Если же воспользоваться услугами выездного приема и курьерской доставки документов, то срок предоставления услуги составит 1-2 рабочих дня.

Обращаем внимание, что сведения, предоставленные на основании запроса, независимо от способа предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи.

— Живу в частном секторе Казани. Рядом со мной ‒ участок, на котором 40 лет уже никто не живет. Земля муниципальная, но ее никто не убирает, отчего там много сорняка, семена летят на мой участок. Я бы выкупил полтора метра этой земли, чтобы почистить их, но власти не разрешают: говорят, что нужно покупать весь участок, а он огромный. (Ринат Кутузов, Казань).

Читать еще:  Как получить кадастровый паспорт земельного участка

М. Ф.: По всей видимости, речь идет о процедуре перераспределения земельного участка, находящегося в собственности заявителя и земель (земельного участка), находящегося в муниципальной собственности. Она применяется в случаях, когда есть возможность увеличить исходный земельный участок на величину менее чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Для города Казани такой размер составляет 400 квадратных метров (для разрешенного использования земельных участков – для индивидуального жилищного строительства). Данный вопрос решается в Исполнительном комитете Муниципального образования г. Казани.

– Купили дачу в садовом обществе, но домик старый, хотим его снести и построить новый дом. Как все это оформлять? (Катерина Сабирова, Казань).

М. Ф.: В первую очередь вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью обследования вашего земельного участка. Кадастровый инженер составляется Акт обследования, в котором подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.

Данный Акт подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Получив данный Акт (на диске), Вы обращаетесь в любой офис МФЦ с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета и прекращения прав.

– Купили земельный участок, но оказалось, что на нем не проводилось межевание. Но кадастровый номер этого участка есть. Что нам нужно делать? (Ольга Варламова, Казань).

Л. Р.: Кадастровый номер – не показатель проведенного межевания. Земельные наделы, которые выделялись людям десятилетия назад по старым правилам, к примеру, на основании госакта, до сих пор могут вноситься в базу кадастра без точных координат. Чтобы узнать, проводилось ли межевание, можно заказать выписку из госреестра «Об объекте недвижимости». Если в разделе «Особые отметки» указано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства», значит площадь земельного участка декларированная, то есть межевание не проводилось. Прежде чем приобретать декларированный земельный участок, лучше договориться с продавцом о межевании. Если участок отмежеванный, но перед покупкой человек хочет удостовериться, что границы участка находятся там, где и должны быть по документам, самый надежный способ – заказать вынос координат границ земельного участка на местность. По сути – это межевание наоборот. Из единого государственного реестра недвижимости берутся координаты всех поворотных точек участка и сравниваются с их положением в натуре. Сделать это могут специалисты землеустроительных, геодезических организаций. Конечно, это дополнительные расходы. Но тут каждый решает сам, стоит ли изначально потратить несколько тысяч рублей, чтобы потом не спорить с соседями и не исправлять возможные реестровые ошибки.

— Как сейчас, когда продлили дачную амнистию, зарегистрировать садовый дом? Куда обращаться? (Ольга Файзуллина, Казань).

М. Ф.: Действительно, 2 августа Президент РФ Владимир Путин подписал закон о продлении «дачной амнистии». Для оформления прав на такие дома необходимо представить только технический план объекта недвижимости и, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, то правоустанавливающие документы на данный земельный участок. Также необходимо уплатить госпошлину в размере 350 рублей. Действовать такой порядок будет до 1 марта 2021 года. До указанной даты не требуется уведомление о планируемом строительстве и реконструкции и уведомление об окончании строительства.

Важно, что данный закон предоставил возможность правообладателям земельных участков, которые начали строительство и реконструкцию жилого дома до 04.08.2018 года без разрешения на строительство, направить в Исполком уведомление о планируемом строительстве или реконструкции и тем самым узаконить самовольные постройки. Это необходимо сделать до 1.03.2021 года.

Добавлю, что для индивидуальных жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ИЖС и для ведения ЛПХ в границах населенных пунктов, продолжает действовать уведомительный порядок оформления документов.

Выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности прекращена с 2015 года. Сейчас вместо этого документа на красивом бланке с фабрики гознака факт регистрации подтверждает выписка из Единого государственного реестра недвижимости. Не пугайтесь: если у вас есть на руках свидетельство – все замечательно, оно так же действительно, и вам никакая выписка не нужна.

Впрочем, есть предложения вернуть свидетельства: многие люди, особенно старшего поколения, документу на специальной бумаге с гербовой печатью доверяют больше, чем внешне несерьезной выписке. Хотя в выписке информации содержится гораздо больше, чем в свидетельстве.

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Ссылка на основную публикацию