В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, и падения доходов населения вопрос оказания социальной помощи уязвимым слоям населения приобретает первоочередное значение. В особенности это относится к оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), составляющих значительную часть семейных расходов низкодоходных групп граждан. На неблагополучие в данной сфере указывает как рост задолженности по таким платежам, так и имеющиеся недочеты существующей системы соцподдержки.
Так, к примеру, только в Подмосковье долги жителей за ЖКУ за прошлый год увеличились к декабрю на 17%, превысив 30 млрд рублей. Данный пример не единичен, и во многих других субъектах прирост показателя еще выше. Что касается второго момента, то в стране в настоящее время официальный уровень бедности — 12,6%, а доля домохозяйств, получающих субсидии, — лишь 5%. Такая вилка между двумя этими цифрами тем более недопустима, учитывая специфику текущего момента. Ведь с 1 января 2021 года прекратил действовать мораторий на применение штрафов и ограничение предоставления коммунальных услуг, и коммунальщики уже приступили к выставлению штрафных санкций должникам. И среди них как раз много лиц, которые могли бы войти в число получателей субсидий, но не имеют такой возможности.
Эти предпосылки предопределяют необходимость совершенствования существующей системы социальной поддержки плательщиков ЖКУ. При этом отметим, что в последнее время дискуссия на эту тему велась достаточно активно. Так, еще в начале 2020 года Общественный совет (ОС) при Минстрое России сформулировал ряд предложений о совершенствовании процедур выплаты жилищной субсидии, которые были направлены в правительство. Из них большинство касалось, прежде всего, методики расчета размера субсидии. А Госдума и Минстрой сформулировали предложение ввести региональный стандарт не выше 15% от совокупного уровня доходов семьи.
Далее, 30 июля Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ. Среди прочего там было задание представить до 1 ноября 2020 года предложения о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета — в региональные, с учетом уровня их бюджетной обеспеченности для софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в целях выравнивания условий получения указанной социальной поддержки на территории всей страны. Правда, срок реализации этого задания давно вышел, а закон о едином стандарте не принят и в бюджет необходимые для этого средства депутаты так и не заложили.
Все эти проблемы в очередной раз были рассмотрены на состоявшемся в конце прошлого года заседании ОС, по итогам которого был выработан ряд конкретных рекомендаций, направленных на усовершенствование системы субсидий по оплате ЖКУ. В частности, как рассказала «Стройгазете» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, чтобы сделать такую помощь более адресной, необходимо внести изменения в Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства № 761 от 14.12.2005 года, утверждающее Правила предоставления ЖКУ. Так, не секрет, к примеру, что для многих получателей субсидий непреодолимые проблемы представляет сбор соответствующих документов. В Ставрополе, например, необходимо предоставить до 20 документов (причем сделать все ксерокопии надо за свой счет). В Удмуртии в некоторых случаях — до 39 документов. Тогда как большинство документов органы соцзащиты могли бы получать самостоятельно, в рамках межведомственного электронного документооборота.
«К сожалению, не во всех регионах подобные системы работают, — сетует Светлана Разворотнева. — Но коль скоро мы делаем ставку на развитие цифровизации, то именно на формирование таких систем в регионах следует тратить силы и средства после окончания пандемии. И в период самоизоляции следовало бы предусмотреть возможность получения субсидии исключительно по заявительному принципу, путем подачи заявления в электронной форме или по почте, отложив необходимость сбора подтверждающих документов на период после карантина».
Цитата в тему:
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева:
«Вопрос совершенствования инструментов социальной поддержки не сводится только к объему выплат. Многие из тех, кто заслуживает адресной помощи, не могут ее получить из-за сложной, запутанной процедуры и дополнительных условий, как то: отсутствие у претендента на субсидию долгов или реструктуризации задолженности, большое количество запрашиваемых документов, удаленность офисов приема, отсутствие методики расчета доходов семьи и т.п. Поэтому инструменты соцзащиты граждан-потребителей услуг ЖКХ должны стать более эффективными, а круг получателей адресной помощи существенно расширен»