и верить в индустриальное будущее страны


Всероссийская общественная организация «Трудовая доблесть России» была создана на базе образцового предприятия столицы — Управления (ныне группа компаний) «Союзметроспецстрой», основанного в 1952 году. Его преобразовали из Специального строительного поезда №901, где трудились специалисты, занятые на строительстве МГУ, сталинских высоток и реставрации московских храмов.

К примеру, глава «Трудовой доблести России» Алексей Лёвин сам начинал работать подмастерьем-мраморщиком на реставрации Елоховского собора; в «Союзметроспецстрое» будущий Герой Социалистического Труда работал со дня основания Управления — без малого 70 лет, из которых 11 — рабочим-каменщиком.

Сейчас председатель «Трудовой доблести России» мог бы водить по метро экскурсии, ведь он не только строил новые, но и реставрировал старые станции, начиная с первого радиуса: от «Сокольников» до «Парка Культуры».

«Московский метрополитен стал своеобразным музеем камня, — рассказал «Стройгазете» Алексей Лёвин. — В оформлении станций использовано более десяти наименований минералов из более чем ста месторождений. Основные — мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс и другие. Одного только мрамора насчитывается около двадцати видов. Так, для создания ощущения легкости, элегантности и иллюзии дневного света в оформлении станций использовали белый южноуральский мрамор месторождения Коелга, синевато-серый мрамор Уфалей из Челябинской области, а для украшения колонн на станции «Охотный ряд» — серо-черный мрамор с белыми прожилками из карьера в Грузии. Для завершения работ на «Театральной» белого мрамора оказалось недостаточно — и его нехватку восполнили ценнейшим белым каррарским мрамором, оставшимся от разрушенного храма Христа Спасителя. Для станции «Автозаводская» везли сиреневый мрамор с Горного Алтая. Для облицовки туннелей на «Новокузнецкой» использовали сиренево-розовый мрамор из Армении.

Возглавлявший «Союзметроспецстрой» на протяжении 50 лет Алексей Лёвин сегодня не только «видит» камень, но и «слышит» его, легонько постукивая скарпелем — настоящий Данила-мастер из сказок Бажова: «Вот этот камень будет вековечно стоять: звук наполненный; а этот — звук пустой, значит, с червоточинкой». Таких же, как он, высококлассных специалистов Управления задействовали на крупных правительственных объектах: они принимали участие в реконструкции Московского Кремля, обновлении облицовки плит у могилы Неизвестного солдата в Александровском саду. «Союзметроспецстрой» выполнял комплекс архитектурно-облицовочных работ на Манежной площади, в Гостином дворе, занимался внешней и внутренней отделкой храма Христа Спасителя — предмета гордости всех московских строителей: специалисты Управления выполняли сложную инкрустацию алтаря и фресок собора, облицевав и пешеходный мост, ведущий от храма на Берсеневскую набережную. Грандиозныйкомплекс на Поклонной горе — тоже дело рук союзметроспецстроевцев.

При этом Алексея Лёвина много лет удручало отсутствие учебников по современной нормативно-технической документации, которые давали бы четкое описание приемов и методов технологии облицовочных работ. Такие навыки передавались только непосредственно от мастера к ученику. Если же прикинуть, что, к примеру, через несколько лет московскому метро стукнет 90, а там недалеко и до «стольника» — понятно, что камень выстоит, но какая-никакая реставрация понадобится. Кто и как ее будет делать? Мастера уже уйдут, а с ними и опыт облицовки. В общем, уговорил Лёвин коллектив на написание учебника-инструкции по данной теме. В результате была издана востребованная у мастеров-облицовщиков книга «Технология облицовочных работ природным камнем». Труд вместил в себя и материал диссертации самого Алексея Гавриловича, и рационализаторские предложения «Союзметроспецстроя». Так ветераны Управления делятся с нынешними специалистами-оформителями бесценным опытом восстановления и оформления залов и вестибюлей метро, передавая следующим поколения свои знания и умения.

Как говорит Алексей Лёвин: «Труд был и остается главным источником создания общенационального богатства. А люди, создающие его, и есть главное национальное достояние. Отношение руководства страны к этим людям во многом определит темпы социально-экономического развития общества в целом». А в «Трудовой доблести России» в индустриальное будущее страны верят!

Справочно:

Сегодня в «Трудовую доблесть России» входят Российское общество инженеров строительства (РОИС), Академия труда и социальных отношений, главный отечественный инженерно-строительный вуз — НИУ МГСУ, МВТУ им. Баумана, а также коллективы крупных предприятий строительного, агропромышленного, электроэнергетического и машиностроительного комплексов страны.

Не стареют душой ветераны

За почти тридцать лет существования Всероссийская общественная организация «Трудовая доблесть России» собрала под свои знамена всю строительную элиту прошлого: председателя Госстроя СССР, вице-премьера правительства РФ Валерия Серова, начальника ГлавБАМстроя, руководителя Госстроя России Ефима Басина, первого заместителя начальника Главного управления Спецстроя Министерства обороны СССР Олега Байкова, бригадира слесарей-ремонтников КАМАЗа, заместителя председателя Всеобщей конфедерации профсоюзов Георгия Баштанюка, военных строителей — генерала-полковника Леонида Шумилова, генерала-лейтенанта Алексея Макарычева, создававших ракетно-ядерный щит страны и строивших космодром Байконур, и многих других известных специалистов. В общей сложности «Трудовая доблесть России» объединяет сотни, если не тысячи, созидателей — Героев Социалистического Труда, Героев Труда РФ, кавалеров государственных наград и лауреатов Государственной премии, руководителей знаковых строек, предприятий и органов власти, выдающихся ученых, инженеров и рабочих.

Источник

От Admin