Первый коворкинг открылся в 2008 году в Екатеринбурге, но в течение последующих лет рынок оставался разрозненным и обособленным. До недавнего времени доля коворкингов в общем объеме офисных площадей в Москве составляла только 1,4%. Однако в последние месяцы ситуация стала меняться. До пандемии о том, чтобы переехать в гибкие офисы, говорили разве только IT-компании. Так, например, Yandex Маркет в феврале 2019 года арендовал 4 тыс. кв. м в коворкинге Workki на Зубовском бульваре. Тогда эту сделку назвали крупнейшей за всю историю, теперь спустя полтора года в течение квартала заключается несколько таких сделок.

Алексей МАЦКЕВИЧ, руководитель сети коворкингов GrowUp

Итоги III квартала подтверждают тенденции, о которых говорили эксперты рынка офисной недвижимости: классические офисные комплексы теряют арендаторов, тогда как коворкинги и сервисные офисы приобретают. Пошли вверх и ставки аренды гибких офисных пространств. К концу сентября заполняемость коворкингов и сервисных офисов выросла до 71%, что на 5 п.п. больше, чем в конце июня. На рынке наблюдается интересное явление. Операторы коворкингов арендуют помещения в классических офисах, переделывают и уже затем сдают как гибкие. Так, например, поступила компания Space 1, арендовавшая 12 тыс. кв. м в БЦ «Новый Балчуг» (эта сделка стала крупнейшей в III квартале). Некоторое время уйдет на ремонт, после чего планируется сдать площади некоторым крупным компаниям, среди которых девелопер Группа ФСК. Клиентами Space 1 уже стали международные брокеры по коммерческой недвижимости Cushman & Wakefield. А Сбербанк арендовал 4,7 тыс. кв. м у другой сети гибких офисов — компании Manufaqtury.

Видя такой интерес к своему продукту, операторы коворкингов отменили скидки по арендной плате. Этот шаг привел к росту ставок на 4,6% для тарифов FLEX (свободное рабочее место) и на 6,1% — для тарифов FIX (когда рабочее место закреплено за конкретным сотрудником). При разработке новых проектов девелоперы уже сейчас думают о том, чтобы часть площадей в бизнес-центрах отдать под размещение гибких офисов. Так, например, решили сделать Stone Hefge в своем проекте «Stone Белорусская». Вскоре строительство гибких офисов по схеме build-tosuit, то есть под конкретного заказчика, может стать новым трендом рынка. В середине этого года первая такая сделка была заключена между той же Space 1 и Brown-Forman. Среди прочего она предусматривает создание пространства для презентаций, дегустаций и обучения сотрудников.

Почему так происходит? Объяснение достаточно простое — это удобно. В карантин ходить в офис было нельзя, а платить за него все равно приходилось. Многие компании были этим весьма раздосадованы. Особенно сильно ощутили эту проблему арендаторы офисов класса А, договоры в которых достаточно жесткие и разорвать их непросто. Кстати, именно поэтому реальную ситуацию на офисном рынке мы увидим не раньше начала следующего года. Пока же можно прогнозировать, что классические офисы продолжат терять арендаторов, и, как мне кажется, именно в классе A эта тенденция проявится особенно ярко. Сегодня для арендаторов офисов важен комфорт как в плане рабочего пространства, так и во взаимоотношениях с арендодателем. Компании отказываются от оупен-спейсов и хотят получить высококачественную инфраструктуру и сервис, не тратя время и деньги на ремонт и обслуживание. Все это доступно в гибких офисах, которые уже оборудованы всем необходимым. В итоге руководители компаний-арендаторов могут фокусироваться на налаживании бизнес-процессов, а каждый сотрудник сможет так настроить свое рабочее пространство, как ему нужно.

Источник

От Admin