Сергей Киселев/ АГН «Москва»

«ДОМ.РФ» и АСИ запустили программу по созданию в регионах необычных пространств


Финансовый институт развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) организовали масштабную программу Rurban Creative Lab (RCL) по преобразованию неиспользуемых городских и сельских территорий в креативные кластеры.

По подсчетам Центра городских компетенций (ЦГК) АСИ, в центральных районах 70% российских городов находятся заброшенные промышленные площадки и объекты культурного наследия (ОКН). Тем временем, по мнению руководителя ЦГК АСИ Татьяны Журавлевой, они могут стать идеальным местом притяжения для дизайнеров, художников или музыкантов, для которых высокие потолки и возможность работать круглосуточно в творческой атмосфере, общаться с коллегами и генерировать общие идеи играют большую роль. Сейчас в России лидером в создании креативных пространств является Москва, где находятся знаменитые площадки «Флакон», «Винзавод», «Арма» и другие. Этот опыт, по мнению организаторов RCL, вполне могут перенимать регионы.

Программа Rurban Creative Lab пройдет в два этапа. С 15 февраля по 14 марта состоится онлайн-марафон, где будут отработаны основные составляющие формулы успеха креативной территории: инфраструктура, сообщества и стейкхолдеры, бизнес-процессы и др. Итогом виртуального соревнования станет отбор десяти команд — региональных продюсерских центров, которые получат возможность принять участие в очных мероприятиях RCL, заявленных к проведению с 22 марта по 26 сентября. За это время каждый регцентр запустит три креативных кластера трех разных типов на трех разных неиспользуемых территориях.

Все участники RCL вместе с приглашенными экспертами смогут разработать финансовую и бизнес-модели развития подобных объектов, повысить уровень своих профессиональных компетенций.

Инициатива, несомненно, позитивная, считают опрошенные «Стройгазетой» потенциальные резиденты подобных креативных кластеров — архитекторы, однако есть и нюансы, которые, по их мнению, следует учитывать. Так, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин считает, что идея RCL поможет вдохнуть жизнь в слаборазвитые районы страны. Для России с ее огромной площадью и протяженностью с запада на восток важна полицентричность. «Если в небольших городах или деревнях есть творческие люди, способные преобразовывать и продвигать инновации, то их нужно поддерживать, — отмечает эксперт. — В любом населенном пункте можно придумать что-то интересное».

Современный уровень развития этого сегмента экономики позволяет предположить, что креативных индустрий недостаточно для заполнения всех объектов промышленных зон во всех городах России — с этим согласен урбанист, генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский. С этой точки зрения, считает эксперт, интересен анализ городов, которые применили модель Москвы (с ее «Артплеем», «Винзаводом», «Армой» и множеством других востребованных креативных пространств), например, Тула с ее «Октавой», «Ликеркой», «Искрой»: насколько эффективен подход, который работает на многомиллионный город, в меньшем масштабе — в региональных центрах, не говоря уже о городах с меньшей численностью населения. Собственно, программа для того и создана, говорит Сергей Георгиевский, чтобы понять, как можно дифференцировано подходить к использованию потенциала бывших промзон для развития креативных индустрий и других видов использования.

В свою очередь, партнер архбюро UNK project Юлий Борисов напоминает, что появление творческих кластеров на территориях бывших промзон или заброшенных ОКН — мировой тренд. Результатом становится превращение маргинального района в коммерчески успешную локацию. Однако есть и экономика проекта, которую стоит учитывать. Ведь многое будет зависеть от инвестиций, необходимых для редевелопмента, и наличия достаточного количества потенциальных арендаторов вновь появляющихся площадей.

«Если это город-миллионник, — поясняет эксперт, — то он наберет критическую массу для освоения промышленной территории и создания точки роста. Если это город с населением в 200-500 тысяч человек, то творческих людей будут уже десятки, а этого недостаточно. Здесь придется решать вопрос на микроуровне: осваивать какой-нибудь старенький Дом культуры, например. И речь пойдет уже не о территориях, а об объектах».

Кроме того, считает архитектор, надо учитывать, что обычно креативные территории эффективно развиваются, когда есть запрос локального сообщества. При этом должна быть поддержка со стороны местных властей, создание муниципальной или федеральной законодательной базы, которые будут стимулировать развитие таких кластеров. Возможно, считает Юлий Борисов, эта инициатива говорит о том, что у государства есть особый режим помощи подобным идеям — и это здорово.

Справочно:

Напомним, задача по созданию в России креативных кластеров на территориях бывших промышленных предприятий и заброшенных ОКН была поставлена главой государства в конце прошлого года. В начале этого года к ее реализации присоединился «ДОМ.РФ», обладающий полномочиями агента РФ по вовлечению в хозяйственный оборот неэффективно используемых земель и неиспользуемых объектов недвижимости в регионах.

Источник

От Admin