МОСКВА, 2 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. Цены на самые востребованные автозапчасти в России взлетели более чем в два раза. Как уверяют игроки рынка, глобальных проблем из-за ухода европейских производителей нет. Однако сильно не хватает лобовых cтекол, кузовных деталей, двигателей и расходников — масляных и топливных фильтров. Не все можно завезти по параллельному импорту. Дилеры, автосервисы и эксперты рассказали о ситуации с комплектующими и чего ждать дальше.
Table of Contents
Везут в обход
В зависимости от марки автомобиля запчасти с января подорожали на 35-65 процентов. Это следствие и напряженной геополитической обстановки, и ухода европейских производителей, и нестабильности валютного курса, и существенного усложнения логистики.
«В связи с санкциями поставки организуют обходными путями. Транспортные расходы выросли, на это накладывается и повышение себестоимости из-за роста котировок сырья», — указывает Данил Соловьев, сооснователь международной сети автосервисов Fit Service.
По подсчетам страховщиков, в среднем цены на запчасти для легковых автомобилей увеличились на 32 процента. В топе — комплектующие Ford, Subaru, Suzuki, Renault, Audi, Mazda, Volvo. Так, по данным одной из крупнейших российских сетей автосервисов, моторное масло для массовых Kia Rio и Hyundai Solaris прибавило 40 процентов, передние и задние колодки — 65. Воздушный фильтр для BMW — 65, синтетическое моторное масло — 40.
Стекла, двигатели, фильтры
Еще сильнее пострадал премиальный сегмент, поскольку в параллельном импорте преобладают недорогие модели.
Как сообщил представитель компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов, сохраняются проблемы с запчастями BMW, Mercedes, Jaguar, Land Rover, Volvo, Lexus, GM, Porsche. В дефиците в первую очередь кузовные детали, подорожавшие в некоторых случаях на 50 процентов.
«Вопрос с расходниками решили достаточно оперативно — в том числе за счет аналогов. С кузовными запчастями сложнее, их не так выгодно привозить. Стоимость лобовых стекол доходила до 500 тысяч, миллиона рублей. И люди были вынуждены столько платить», — отмечает Роман Тимашов из автосервиса «Автодом Алтуфьево».
В сервисе по автоматизации авторазбора и анализу рынка запчастей "Сток Про" подтвердили: есть трудности с оригинальными запчастями премиальных немецких марок — Mercedes, BWM, Audi, Porsche. "Особенно с кузовными деталями, лобовыми стеклами, сложными узлами (коробки передач, двигатели, дифференциалы). Эти комплектующие или очень непросто найти, или цены выросли в пять-десять раз. Например, лобовое стекло на кроссоверы "Мерседес" стоит 300-500 тысяч рублей", — уточнил СEO сервиса Артем Потехин.
«Понятно, что владельцы BMW, Mercedes или Jaguar временно останутся без запчастей, поскольку о них подумают в последнюю очередь: их меньше, чем остальных. Потребуется шесть-восемь месяцев», — полагает Данил Соловьев.
Но и в более бюджетном сегменте дефицит. Так, в Fit Service сказали, что нет лобовых стекол, передних бамперов и стоек амортизатора для Toyota Сamry. «Даже в интернет-магазинах оригинал достать сейчас в принципе невозможно. Покупают б/у у частников», — пояснили в компании. По словам экспертов рынка, самые дефицитные — по-прежнему масляные и топливные фильтры, необходимые при плановом техобслуживании.
Перебои с запчастями повлияли на стоимость ремонта и техобслуживания. Так, ТО у официального дилера теперь дороже на 50-100 процентов.
Аналоги и контрафакт
Параллельный импорт заработал в конце мая. Большинство дистрибьюторов только осваивают эту схему и в основном везут неоригинал из Китая, Тайваня, Южной Кореи, Индии, Турции.
"Оригинала на рынке практически нет. Например, у нас доля продаж запчастей, упакованных в коробку автопроизводителя, — восемь-девять процентов. Остальное аналоги", — отметили в Fit Service.
Но эксперты говорят, что качество зачастую даже выше оригинала. «Клиенты после окончания гарантийного обслуживания могут использовать очень хорошие комплектующие, не сильно переплачивая», — подчеркивает Дмитрий Полунин, генеральный директор студии автодизайна Larte Design.
Однако все больше контрафакта. Как указывает Глеб Лубенников, СEO облачного сервиса Tencar, рынок и до санкций был завален подделками. А сейчас их залежи со складов пошли на прилавки магазинов.
По словам Алексея Гуляева, заместителя генерального директора по сервису АГ «Авилон», автовладельцам лучше обращаться в крупные компании, которые точно знают происхождение деталей.
Бэушные оригиналы
Впрочем, к схеме параллельного импорта у автобизнеса много вопросов.
"В список разрешенных попали только бренды производителей автомобилей, а это малая доля рынка запчастей. У них есть целые группы дочерних компаний. Кроме того, сертификаты выдают также лишь производители", — отмечает Артем Потехин из "Сток Про". Роман Тимашов из ГК "Автодом" добавляет, что в рамках параллельного импорта из-за угрозы санкций невозможно привезти изделия с уникальным VIN-номером. Например, электронные компоненты или блок двигателя.
Поэтому возник новый тренд: потребителям предлагают бэушные оригинальные запчасти. Часто это единственный выход при крупных поломках. Кузовные детали для ремонта по каско начали использовать и страховщики. «Поставляют б/у очень активно, даже завозят автомобили под разбор», — сообщили в «Сток Про».
По мнению участников рынка, до конца года комплектующие могут подорожать еще на 15 процентов. На 10-15 вырастет и стоимость услуг. Эксперты не исключают, что дефицит по наиболее востребованным запчастям удастся преодолеть за несколько месяцев.