МОСКВА, 15 сен — РИА Новости, Наталья Дембинская. После более чем двухмесячного бойкота крупнейшие производители шампанского из Франции возвращаются на российский рынок. Но с этикетками «игристые вина» — в соответствии с правилами маркировки. «Неприемлемые» условия оказались все-таки довольно приемлемы. Что вынудило французов возобновить поставки и почему шампанское теперь только российское — в материале РИА Новости.
Полезли в бутылку
С июля Франция не поставляла игристое в Россию. Комитет провинции Шампань, объединяющий производителей и виноградарей (Comité Champagne, CIVC), возмутили новые нормы российского законодательства.
Дело в том, что по-русски «шампанским» теперь можно называть только вино, изготовленное в России. Французской этикетки с брендом на латинице это не касается, однако в информационной наклейке на обратной стороне бутылке речь должна идти об «игристом».
Французы это восприняли как оскорбление. В Comité Champagne заявили, что такая наклейка «не обеспечивает ясное и открытое информирование российских потребителей о происхождении и характеристиках вина».
Шампанское
«Жители Шампани призывают французскую и европейскую дипломатию попытаться изменить этот неприемлемый закон, — возмущались сопрезиденты комитета Максим Тубара и Жан-Мари Барийер. — Происходящее недопустимо, это наше общее наследие, которое мы бережем как зеницу ока».
В результате поставки в Россию, по данным отраслевого комитета, приостановили «не менее 95 процентов торговых домов». В их числе и премиальный Moet Hennessy, которому принадлежат бренды «Вдова Клико» и «Дом Периньон». Позже, правда, там согласились маркировать продукцию как «игристое вино». А паузу в продажах объяснили необходимостью внести нужные изменения.
Cобрались в ВТО
Еврокомиссия тоже выразила недовольство. Правительство Франции пригрозило жалобой во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В Минсельхозе предлагали разъяснить европейским партнерам смысл нововведений. Однако в ВТО консультаций никто не запросил.
«Мы просто шокированы», — признавался Шарль Гёмаэр, гендиректор Comité Champagne. Производители «не смогли экспортировать шампанское, несмотря на заказы», и понесли финансовый ущерб, отмечал он. Замена этикеток на готовых к отправке бутылках была бы «сложной технической и финансовой проблемой».
Сразу три французских министра — экономики, сельского хозяйства и внешней торговли — отправили в Москву письма, попросив приостановить как минимум на год действие закона.
Дегустация
Пошли на попятную
На самом деле, Россия — не ключевой рынок сбыта для французских производителей шампанского. По данным CIVC, всего в 2020-м они экспортировали на 2,6 миллиарда евро (3,07 миллиарда долларов). Основные покупатели — Великобритания, США и Япония. И лишь каждая десятая бутылка игристого на полках наших магазинов — из Франции.
Однако и этого терять не хочется. «Шампань отправляет в Россию около полутора миллионов бутылок в год — полпроцента экспорта. Но это имиджевый рынок, где наше шампанское очень ценят», — подчеркивал сопредседатель комитета Жан-Мари Барийер.
В общем, через два с половиной месяца французы капитулировали. Комитет вин Шампани отменил рекомендацию о приостановке экспорта в Россию. С 15 сентября поставки возобновляются. Стихли и угрозы пожаловаться в ВТО.
«Мы будем уважать новый закон… Кроме того, мы не хотим ставить в еще более невыгодное положение российских клиентов по мере приближения новогодних праздников», — объяснил Барийер.
Французские производители «донесли свою точку зрения до российских властей, но не будут действовать в ущерб потребителям». Впрочем, по выражению Барийера, «битва еще не закончена и может быть долгой». Как именно французы собираются биться с российским законодательством, пока неясно, но очевидно, что шансы победить у них невелики.