В 2021 году аванс по госконтракту составит до половины его стоимости
Правительство РФ внесло изменения в пункты 18, 26-4 и 26-8 «Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета…» (постановление кабмина №39 от 23.01.2021), согласно которым исполнители государственных и муниципальных контрактов смогут получать в 2021 году в качестве аванса до 50% от цены, зафиксированной в договоре. Аналогичная мера поддержки бизнеса действовала и в прошлом, коронавирусном году, теперь же принято решение о ее продлении еще на год. Ранее, до введения ограничительных противопандемических мер, размер аванса ограничивался планкой в 30% от стоимости контракта.
Напомним, что прошлогодний пакет антикризисных мер поддержки отраслей экономики включал в себя еще и федеральный закон №98-ФЗ от 1 апреля 2020 года, предусматривающий в разгар пандемии возможность изменения цены и сроков исполнения госконтрактов по независящим от сторон обстоятельства. Также важным документом стало Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 года №630 об установлении для госконтрактов авансовых платежей в размере, не превышающем 50% от суммы контракта.
Летом прошлого года Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) проводило анализ правоприменительной практики данных антикризисных мер в стройотрасли. В рамках этой работы было опрошено более 3,5 тыс. подрядчиков из 64 регионов. По итогам исследования было установлено, что российские строители не нашли широкого применения положений 98-ФЗ. Были выявлены сложности и с применением постановления №630. В частности, согласно данным Центра стратегических разработок (ЦСР), только 8% стройкомпаний смогли воспользоваться возможностью изменения сроков, цены контрактов и размера авансов по ним. Такая ситуация связана с различными трактовками «на местах» процедур и сроков внесения изменений в условия строительных контрактов, длительностью процедур корректировки бюджетных документов, а также отсутствием методических документов по реализации указанных нормативных актов. В результате региональные и муниципальные заказчики зачастую отказывались реализовывать данные меры поддержки строительной отрасли, которые крайне необходимы для адаптации организаций стройкомплекса к сложным экономическим условиям, сохранения трудовых коллективов и достижения необходимых объемов и темпов строительства.
Стоит отметить, что сейчас, с продлением меры поддержки, механизмы для ее реализации так и не созданы, что нивелирует возможный положительный эффект для рынка. В этой связи НОСТРОЙ продолжает выступать с предложением к правительству поручить разработать необходимые методические рекомендации по применению и реализации вышеуказанных мер заказчиками в рамках госконтрактов. Помимо прочего, нацобъединение считает важным установить в российском законодательстве о контрактной системе обязанность заказчика выплачивать аванс в размере не менее 20% от цены контракта на осуществление строительных работ. То есть, по мнению профсообщества, важно установить не только возможный верхний порог аванса, но и определить необходимый нижний порог. Среди госзаказчиков распространена практика формального подхода к исполнению обязательств, когда аванс устанавливается даже в размере 1%. Исполнители же в этом случае вынуждены обращаться в банки и использовать заемные средства для исполнения первого этапа работ. Предлагается, что выплаченный аванс должен приниматься в зачет оплаты выполненных работ по такому контракту только на последнем этапе его выполнения.
НОСТРОЙ также предлагает распространить возможность увеличения цены контрактов и сроков их исполнения, предусмотренных 98-ФЗ, на строительные договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капремонту общедомового имущества…». В противном случае подрядчики, работающие в рамках 44-ФЗ в настоящее время, имеют лучшие условия в сравнении с подрядчиками, заключившими договоры по 223-ФЗ или постановлению кабмина №615.